Домашняя работа 
Представление числовых данных
Теория
Примеры
Задачи

      Работая с числами, производя измерения, вычисления, человек сталкивается не с одним отдельно взятым числом, а  с наборами, массивами чисел. Для сравнения и анализа больших числовых массивов используются различные способы расположения, изображения числовых данных: числовой ряд (выборка), таблица, график, диаграмма.
       Порядок, в котором идут числа, либо определяется тем, в какой последовательности эти числа появились (например, при записи результатов последовательных измерений), либо выбирается нами (например, удобно расположить числа в возрастающем порядке).

       В разных странах  в разные эпохи делались попытки переписи населения, регистрировались даты рождения и смерти людей. Затем эти данные анализировались. Примером серьезной математической обработкой такого рода данных могут служить опубликованные в начале XVII века в Англии таблицы длительности жизни, основанные на анализе  57 годовых отчётов о смертности в Лондоне.  В этих публикациях была представлена следующая таблица:       

           
Частота - количество соответствущих показателей.
Гистограмма - график, представляющий из себя прямоугольные столбики нарисованные в системе координат на   плоскости, высота которого пропорциональна количеству данных попадающих в данный интервал.
Круговая диаграмма - круг,  разделенный на секторы, отражающие (обычно в процентах) значения этих данных.
Кумулятивный график - это график накопленных частот.  Накопленной частотой называется сумма данной частоты и всех предшествующих частот.  Кумулятивный график - это график, в котором изображается число результатов, не превосходящих (или не меньших) данного числа; при этом часто число результатов приводят в процентах.

    Числовой ряд, таблица, график, гистограмма, круговая диаграмма - способы, которые используют для наглядного представления данных.
           Для более точной количественной оценки ряда данных вычисляют числовые характеристики этого ряда:
           Среднее арифметическое (среднее)
           Среднее квадратичное
           Среднее гармоническое
           Среднее геометрическое
           Медиана
           Разброс
           Дисперсия
           Относительная частота


.
1) Таблица числовых данных
17 учеников проходили тестирование  и получили оценки по 20-балльной шкале:
11, 11, 10, 8, 11, 14, 12, 12, 9, 13, 11, 13, 10, 10, 9, 12, 11.
2) Гистограмма
17 учеников проходили тестирование и получили оценки по 20-балльной шкале:
11, 11, 10, 8, 11, 14, 12, 12, 9, 13, 11, 13, 10, 10, 9, 12, 11.
3) Кумулятивный график

17 учеников проходили тестирование и получили оценки по 20-балльной шкале:
11, 11, 10, 8, 11, 14, 12, 12, 9, 13, 11, 13, 10, 10, 9, 12, 11.
4) Среднее значение и медиана
17 учеников проходили тестирование и получили оценки по 20-балльной шкале:
11, 11, 10, 8, 11, 14, 12, 12, 9, 13, 11, 13, 10, 10, 9, 12, 11.
5) Дисперсия и среднее квадратичное

17 учеников проходили тестирование и получили оценки по 20-балльной шкале:
11, 11, 10, 8, 11, 14, 12, 12, 9, 13, 11, 13, 10, 10, 9, 12, 11.

Вычислим отклонение от среднего

Вычислим дисперсию:​
Среднее квадратичное для частот отклонений:

6) Относительная частота
При обследовании уровня питания населения земного шара были получены следующие данные по выделенным шести уровням (данные в миллионах человек):
Чрезмерный - 900
Достаточный - 200
Недостаточный - 900
Малокалорийный - 600
Неудовлетворительный - 1300
Голодный - 500
Всего: 4 400 млн. чел.

Распределение относительных частот уровней питания населения земного шара:
​​
Задачи 
(домашнее задание)
 № 1
При обследовании 1200 работающих человек были получены следующие данные об их зарплате (зарплату округляли до 1000 руб.)
1) вычислите среднюю зарплату работающих;
2) постройте гистограмму распределения зарплаты;
3) постройте кумулятивные графики, показывающие число людей, получающих зарплату, большую (меньшую) данного числа;
4) охарактеризуйте точку пересечения этих графиков;
5) составьте таблицу отклонений зарплат от средней;
6) вычислите дисперсию  размера зарплаты относительно среднего значения.
№ 2
При обследовании уровня питания населения земного шара были получены следующие данные по выделенным шести уровням (данные в миллионах человек):
чрезмерный - 900
достаточный - 200
недостаточный - 900
малокалорийный - 600
неудовлетворительный - 1 300
голодный - 500
1) Какая доля населения (в процентах) имеет достаточный уровень питания.
2) Укажите распределение относительных частот уровней питания населения земного шара.
3) Нарисуйте круговую диаграмму распределения уровней питания.
№ 3 
В зале парижского Дворца научных открытий по кругу выписано 707 первых десятичных знаков числа пи. В первой строке следующей таблицы помещены цифры от 0 до 9. Во второй строке указывается, сколько раз эта цифра встретилась в записи числа пи. В третьей строке - те же количества, полученные  компьютером для первых 10 000 цифр.
1) Для каждого ряда найдите среднее значение.
2) Для каждого ряда данных вычислите долю каждой цифры в процентах (с одним знаком после запятой).
3) Какие выводы вы можете сделать из сравнения двух рядов?
№ 4 
Простые числа распределены в натуральном ряду неравномерно. Числа от 1 до 1000 разбиты на 10 групп по 100 чисел в каждой и подсчитано число простых чисел в каждой сотне. Получен следующий ряд: 25, 21, 16, 16, 17, 14, 16, 14,15, 14.
1) Вычислите среднее значение и медиану этого ряда.
2) Объедините первые пять сотен и вторые пять сотен и подсчитайте число простых чисел в этих отрезках натурального ряда.
№ 5 
Отрезок натурального ряда чисел от 9  до 10 миллионов разбили на 2 000 отрезков длиной по 500 чисел в каждом. В каждом из этих отрезков подсчитали число простых чисел. Оказалось, что оно колеблется от 18 до 44. В таблице указано число отрезков, содержащих данное число простых чисел.
Предложите, какие характеристики полученного ряда данных могут представить интерес для изучения распределения простых чисел. Вычислите эти характеристики, постройте необходимые графики и диаграммы.
Скачать задачи
Сайт  преподавателя математики Смирновой Юлии Сергеевны
г. Красноярск, Россия
2021 ​

Контакты: 


© 2021